Митрофорный протоиерей Геннадий Макаренко: «Много имен, которые ушли в небытие – и славных, и великих»
Накануне Церковь отмечала день памяти новомучеников и исповедников Казахстанских. Воспоминаниям их духовного подвига посвятил свою встречу с общиной Дмитрие-Солунского храма г. Тула митрофорный протоиерей Геннадий Макаренко – благочинный центрального округа Ростова-на Дону, настоятель Благовещенского греческого храма, долгое время служивший в Казахстане.
В наш город отец Геннадий Макаренко – митрофорный протоиерей, награжденный Патриаршей грамотой (1998 г.) и четырьмя церковными орденами – приехал не случайно. С Тульской епархией и ее православным духовенством его связывает многое. В 1990-м году архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (Кутепов) – ныне митрополит Тульский и Ефремовский Алексий назначил его настоятелем Константино-Еленинского храма города Кустанай и благочинным Кустанайского округа. Затем батюшка на долгие годы стал настоятелем собора и благочинным города Чимкента. Вместе служили, созидали Церковь Христову. По возвращении Владыки в Россию связь с ним не прервалась. Некоторые духовные чада отца Геннадия тоже ступили на путь священства и отправились вслед за своим прежним архипастырем в Тулу.
Один из восприемников семечек слова Божия, брошенных тогда отцом Геннадием – настоятель храма вмч. Димитрия Солунского протоиерей Максим Троеглазов, который родился и вырос в Казахстане. В память о прекрасном времени прорастания своей веры, посеянной добрым пастырем, он сказал батюшке немало теплых слов перед всем своим приходом. А произошло это сразу же после Божественной литургии в Дмитрие-Солунском храме, которую гость – митрофорный протоиерей Геннадий Макаренко – возглавил. Совершив молебное пение перед иконами воспоминаемых Церковью воронежских святых и святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911), отец Максим пригласил свою паству перейти в церковный дом для общения с отцом Геннадием.
Встречу в издательском отделе епархии ее организаторы обозначили как «Подвиг новомучеников и исповедников Казахстанских». Представляя гостя, протоиерей Максим Троеглазов отметил, что батюшка большую часть своего служения совершил в Казахстане и что он одним из первых начал искать имена и истории подвигов исповедников, нашел места, где расстреливали, был в Караганде, а это место зачастую называют антиминсом всего бывшего Советского Союза – настолько пропитано оно кровью мучеников.
С первых же слов отцу Геннадию легко удалось перевести официальное мероприятие в русло душевного разговора на темы, которые волнуют большинство православных. Коснулся он и проблем образования, и информационной войны против Церкви, и нелюбви нынешних семинаристов к церковно-славянскому, и состояния современного русского языка, и вопросов современной государственности. Речь и интонации настоящего проповедника невозможно интерпретировать, так что приводим его слова.
Кровью умылись
«Много было всего, чем сегодня Церковь украшается. 2017 год – сложный год, в обществе все накалено, споры не стихают, критика в адрес православия усиливается. Но это наша история – такая, какая она есть. Все в ней было – и хорошее, и плохое, но не стоит составлять ее только из черных пятен. Много было хорошего и в советское время – в
организации и государственной, и частной жизни, много было и перегибов, но Церковь, как говорил Тертуллиан, возрастает на крови мучеников. Наверное, должно быть некое очищение, надо нам было помыться порой кровью. Есть ведь в русском языке выражение «кровью умылись», и появилось оно не просто так.
Вот мы сейчас видим, что есть негатив по отношению к Церкви. А я был и семинаристом, и священником молодым в советское время – и в хрущевское, и в брежневское. Честно скажу – отношение к духовенству лучше было и к Церкви православной, чем сейчас. Да, Церковь была в гонении, никто открыто себя христианами не исповедовал. Но народ как в храмах пел! На кладбищах все, не смущаясь, пели «Христос воскресе». Работали – пели, шли косить – пели, отдыхали – пели, теперь вот совсем почти не поют, и это говорит о некоем духовном состоянии нашего общества.
Страшны испытания прошлого века, которые претерпел наш народ. Я вот счастливый человек – застал живыми своих близких. Прабабушки и прадедушки, знали церковно-славянский язык, были грамотные. Их по отцовской линии раскулачили, а по материнской – сами уехали в Казахстан в Столыпинскую реформу.
Наверняка многие из вас вчера были на богослужении в Тесницком лесу. И вот я думаю, что те святые, о которых мы говорим, когда их повели на расстрел, понимали, что могли бы от Бога отказаться – но не отказались. В архивах достаточно сказано про суды-тройки. На допросе 80-летний священник спрашивал следователя: «Сынок, что же ты хочешь от меня? Молюсь, служу, народ Божий причащаю». «Откажись от своего Бога, сними крест!» «Нет, сынок, лучше помру, я жизнь прожил» – и шел на расстрел. И новомученики, которых почтили мы вчера в Туле, и по всему по лицу Отечества нашего такие могилки есть – знали, куда ведут их, и могли бы избежать той участи, от Бога отказаться – в ладоши хлопать и кричать «Слава КПСС». Но они не пошли на это, и теперь мы почитаем их как святых людей.
Об убиенных монахах Феогносте и Серафиме Казахстанских везде можно почитать. А вот монахиня Евдокия мало известна. От нее потребовали отречься от Христа, черное облачение свое снять, а она начала молитву Богородице читать – решили, бабка умом тронулась. Вместе с ней несколько человек тогда арестовали. Был еще странник Виктор. Сейчас и не увидишь настоящих странников или нищих – таких, что молились у входа в храм, что дали, за то благодарили. Так вот, их обоих подняли в воздух и выбросили из самолета. И те, кто делал это, ужаснулись – приговоренные ими даже не сопротивлялись и с молитвой к Богу перешли в мир иной. Их в степи с такой высоты выбросили, что даже костей не собрать – какие там мощи. Много имен, которые ушли в небытие – и славных, и великих, а Церковь теперь молится за них, хотя, может быть, и рода их не узнает».
Сегодня у всех на слуху Караганда, рядом с которой располагались концлагеря, в том числе знаменитый «Карлаг», где пострадал Солженицын за веру Христову. А сам я вырос в Актюбинске, это больше чем за тысячу километров оттуда. И хочется мне сегодня вспомнить о тех новомучениках, которые не прославлены и не причислены пока к лику святых. То ссыльное духовенство, которому запрещалось жить на родине и в столицах, и потому жило оно на вольном поселении. Так вот, и в Актюбинске были монахи, которые сохранили Церковь, и о каждом из них хочется говорить очень много…»
И страдание, и радость
Все, о чем поведал прихожанам Солунского храма митрофорный протоиерей Геннадий Макаренко, невозможно пересказать в пределах одной статьи. Он вспомнил об архиереях и протоиереях, которые валили лес в Туруханске и которых, падающих от усталости замертво, хоронили прямо во льду. О детях духовенства, которым выстригали волосы – клеймили и позорили перед сверстниками. О жестоко изнасилованной в юности красноармейцами монахине, которая дала обет до поздней старости не спать в своей постели и только дремала сидя. О певчих и псаломщицах, не отказавшихся от своего служения. О разлученных семьях священников, где мужья и жены десятилетиями не могли воссоединиться – искали друг друга и своих детей, а если и встречались случайно на этапе, то конвойные растаскивали их по разные стороны.
Градус страдания был настолько высоким, что иногда отчаяние брало верх, но была и радость – оттого, что жизнь проходила рядом со святыми. Правда, и святыми-то они тогда не считались. Подытоживая встречу, отец Геннадий сказал: «Благодаря мученикам, которые в ХХ веке пострадали, и мы с вами живы, молимся, и храмы сохранились и восстановились. Благодаря их примеру мы помним, что мы многое можем перенести, а когда надо – мы, христиане, за Бога умираем».
Информация к новости
19-09-2017, 18:03
- Просмотров: 1746
- Автор: admin
- Дата: 19-09-2017, 18:03
«Много имен, которые ушли в небытие – и славных, и великих»
Категория: Новости и анонсы » Новости прихода
Вернуться
Комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 3 дней со дня публикации.
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 3 дней со дня публикации.
Высказывания