Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/r/regagrocom/blagorostov_ru/public_html/engine/modules/show.full.php on line 348 DataLife Engine > Версия для печати > Социальное служение Церкви
Главная > Социальное служение > Социальное служение Церкви

Социальное служение Церкви


8-10-2015, 12:48. Разместил: admin

В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина.

Милосердие в Ветхом Завете

Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца(Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10) и очищает всякий грех(Тов. 12, 9Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8Ис. 58, 6-7).

В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16Лев. 25, 35Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 152 Мак. 8, 28);поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-1331, 16-17Притч. 31, 8 и др.);оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 661, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) илибеспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37Втор. 15, 7-11).

Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11Исх. 22, 25-27Лев. 25, 35-37Втор. 23, 20).

Милосердие в Новом Завете

«Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35) — говорит Господь.

Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13, 34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25, 40).

Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит(Лк. 10, 30-37).

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

В основе милосердного служения — любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, <…> не завидует, <…> не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Превосходнейшую часть любви, по выражению святителя Григория Богослова, составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. <…> Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие» (Слово 14, О любви к бедным).

О душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что «более больной благотворит ему [служащему], нежели он больному» (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).

Виды служения

Принять участие в организованной социальной работе Церкви может каждый. В настоящее время различаются следующие виды такого участия:

  1. Координатор социальной деятельности (помощник благочинного, помощник настоятеля храма) — клирик или мирянин, являющийся штатным сотрудником церковного института, который занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов.
  2. Сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.), для которого церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности.
  3. Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. (Мужчины также могут принимать участие в деятельности сестричеств)
  4. Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, за исключением некоторых видов помощи, для оказания которой надо пройти специальное обучение.
  5. Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.
  6. Член попечительского совета при социальном учреждении(церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Для организации социальной деятельности могут создаваться богадельни для престарелых и инвалидов, детские дома для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благотворительные столовые, приюты для бездомных, социальные гостиницы для лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях или попавших в иные трудные обстоятельства, включая одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, реабилитационные центры для страдающих от наркотической или алкогольной зависимости, центры поддержки семьи, медицинские учреждения (больницы, диагностические центры, хосписы и др.) и т.д.

Социальная деятельность может быть весьма различной: это поддержка, укрепление и защита семьи, помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи.

Она может быть медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с органами власти и местного самоупраления, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом.

Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу совместно с православными в целях прозелитизма.

Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия, православные христиане должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо социальное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере.


Вернуться назад